воскресенье, 2 января 2011 г.

You're not very well... are you?

Photograph: Marta Perez/EPA

Видео сета The Charlatans, в котором они полностью играют свой первый альбом "Some Friendly", появилось на кабельном канале фестиваля Primavera (тут можно было написать "нашего любимого фестиваля Primavera", но если я начну так делать, отрубите мне, пожалуйста, руку - правую или левую, на ваш вкус). Провисит оно там ограниченное количество времени, так что спешите видеть.

Я пытался проанализировать формат "шоу одного альбома" и пришел к выводу, что успех подобных затей зависит от а) способности музыкантов вписать материал в новый контекст (лейтмотив "зажжем как в старые добрые времена" тоже может сработать, но если вам, зрителю, лет этак 50 или больше - мне все еще меньше), б) умения сделать шоу, событие, зрелище, а не просто концерт с заранее известным сетлистом. Так вот, упомянутый сет The Charlatans посылает эти тезисы куда подальше. Сценография там практически нулевая и никакой перепланировкой альбома тоже не пахнет. А звучит все равно здорово. В чем тут дело?

Через несколько дней после Примаверы Йен Гиттинс из Guardian сходил на аналогичный концерт группы в Лондоне и написал разгромное ревью, которое, в общем-то, суммирует все претензии к The Charlatans: дескать, "мэдчестер" не из тех жанров, которые могут стареть красиво, кроме того Тим Берджесс в нем никогда не был на первых ролях, а в "Some Friendly" филлер на филлере сидит и филлером погоняет. Я в чем-то согласен с Гиттинсом - слушать нынешние работы The Charlatans - занятие для рьяных фанатов и мазохистов, причем в конкретном случае эти два поля чересчур пересекаются, но виной тому не музыкальная ограниченность "мэдчестера", а то, что Берджесс, к сожалению, исписался. Остальное спишем на известный лондонский снобизм по отношению к северянам и то, что автору больше по вкусу Кеша и Die Antwoord.

Сила "Some Friendly" и причина, по которой он так хорошо идет живьем, в том, что эти песни не нужно усложнять. И поэтому они звучат так, как звучали 20 лет назад. То есть можно рассматривать The Charlatans как бедных родственников The Stone Roses и Happy Mondays. А можно - как группу, которая попробовала выделить из "мэдчестера" фракцию чистой гитарной поп-музыки. И зная о том, лихорадка какого стиля захлестнет Британию через несколько лет, было бы очень странно инкриминировать излишнюю простоту и неизобретательность.

Свою недавнюю лекцию о бритпопе Илья Миллер подытожил словами "Мне не стыдно за то, что я слушал бритпоп". Ну а вам почему должно быть стыдно при просмотре "Some Friendly Live"?


Комментариев нет: