суббота, 12 марта 2011 г.

Doing it for the kids

Недели три назад, идя по улице, я услышал за спиной голоса двух созданий лет 8-9, певших песню Веры Брежневой "Любовь спасет мир". И что-то во мне щелкнуло. Не из-за выбора песни, нет, с этим-то все понятно. Щелкнуло от внезапного осознания того, что этим двум школьникам кроме "Я вижу пароль..." почти нечего петь.

Я имею в виду не музыку для детей. Ее за последние 20 лет не стало было больше, но привычный репертуар музыкальных классов по-прежнему служит надежной заплаткой; "Буквы разные писать..." и "В траве сидел кузнечик..." - это все можно разучивать в классах и сейчас. И я не имею в виду кид-поп - попытки вырастить своих Lil Bow Wow и Уиллоу Смит тут предпринимались, но то ли климат не тот, то ли мозгов... в общем, все время получается Карина М и группа "Подъем". Опа!

Что я имею в виду, так это некий слой общедоступной русскоязычной поп-музыки. которая одинаково хорошо усваивалась и в 8, и в 80 лет (это если утрировать). Вот ее нет. Она была в начале 90-х, когда я сам пешком под стол ходил, и была в конце 90-х, когда я уже начал что-то фильтровать из общего медиа-потока. И, конечно, "Есаул, есаул, что ж ты бросил коня?" или "Солнышко в руках" - примеры, далекие от идеала, но любовь к музыке начинается не с пленок Уильяма Басински, а с чего-то очень простого и очень доступного. Дети взрослеют, дети выбрасывают из плейлистов "Есаула" и "Солнышко", но привычка даже не любить музыку, а ощущать ее как обязательную часть личного и фонового пространства, понимание, что музыка должна быть, - это с человеком остается. И это чертовски важно.

И тут одно из двух: то ли я плохо знаю современных детей (что правда) и просто чего-то не замечаю, то ли этот пласт в 2000-е значительно обеднел. Музыка, которую вы чаще всего услышите в маршрутке или супермаркете, заточена именно что под водителей маршруток и кассирш. Русский шансон и околошансон ребенку неинтересен - если только под боком нет яркой ролевой модели, которая шансонному типажу совсем уж точно соответствует (что, конечно, не редкость, но и не общее место, слава небесам). Неинтересны ему будет и условное ретро-фм с дискотеками 80-х, 90-х: "старое" и "новое" дети чувствуют на каком-то инстинктивном уровне, и "Ласковый май" с "Кар-мэн" они немедленно раскусят и забракуют как старье. Музыкальные каналы - или то, что от них осталось - сейчас ориентированы на аудиторию 14+, более взрослую, а взросление отчасти строится на отрицании всего детского. Что еще у нас в чартах? Русский рэп? Тоже мимо. И не надо вспоминать тут про детский хип-хоп из Вконтакте: там главное месседж, подача, работа со словом, а минуса - дело двадцатое, да и те скорее будут надерганы из компьютерных игр.

Так с чем мы (дети младших классов, если кто забыл) остаемся в повседневном медиа-пространстве? Уж не обессудьте, но с группой Танин Jazz.

И это тем более удивительно, когда поп-культура во всем мире стремительно "инфантилеет", а главной движущей силой шоу-бизнеса становятся фанатки Джастина Бибера, готовые, если потребуется, стереть с лица Земли Ливерпуль.

Отсутствие "музыки, которая доступна и ребенку" (это "и" чрезвычайно важно) меня, честно говоря, несколько тревожит. Хотя я думаю, что это всего лишь побочный эффект расщепления единого медиа-потока. Теперь в телевизоре одно, в радиоприемнике другое, а на стене Вконтакте - третье, эти потоки могут вообще не пересекаться, и дети ни в один из них так и не попали.
Драматизировать тут особенно нечего, поскольку образовавшаяся пустота чем-то заполнится, и скоро, я в этом не сомневаюсь. Вот только чем?..

Комментариев нет: